Инфраструктура. Право. Решения.

 

О необходимости качественной подготовки концессионных проектов много сказано. Казалось бы, это очевидный факт – стороны должны выяснить максимум информации, провести обследования, подготовить и верифицировать расчеты, заложить возможные риски … Практика показывает – взвешенный подход при подготовке проектов используется не всегда. Впоследствии это может стать проблемой – расторжение убыточной концессии по причине «незнания», «заблуждения» об отдельных фактах не такая простая задача, а иногда она превращается в невыполнимую миссию.

Проблема чаще касается проектов, в рамках которых передаются крупные имущественные комплексы (например, сфера ЖКХ). Убытки будет нести концессионер, как сторона, ответственная за модернизацию и эксплуатацию объекта. Попытки взыскать убытки или расходы с концедента не всегда могут увенчаться успехом – суды пристально следят за причинами «просчетов» и могут критически отнестись к доводам концессионера о недостатке или недостоверности информации. 

Что можно порекомендовать:

Процедура «частной инициативы» позволяет инициатору проводить предварительные переговоры и получать информацию об объекте (для тепло- и водоснабжения) еще до официальной подачи документов. При проведении конкурса у участников есть право на доступ к объекту и получение необходимой информации (порядок указывается в КД), а также право потребовать изменения КД (для тепло- и водоснабжения).

Перечень возможных инструментов зависит от отрасли и условий проекта, но стоит помнить, что концессия – относительно гибкий инструмент, если установить нужные правила до ее подписания. После подписания – изменить существенные условия концессии можно только с согласия антимонопольного органа, а для проектов в сфере тепло- водоснабжения данное правило касается всех условий концессионного соглашения.

1.   Получать максимум информации об объекте, потенциальным концессионерам проводить собственные исследования до заключения концессии

2.   Предусматривать возможные риски и пути отхода в тексте концессионного соглашения

―   порядок оценки (обследования) объекта при его передаче концессионеру; 

―   возможность уточнения объема инвестиций и иных условий с учетом оценки фактического состояния объекта (в тех проектах, где это возможно сделать);

―   расширенный перечень оснований для изменения/расторжения концессии;

―   система особых обстоятельств (описываем риски и определяем порядок взаимодействия при их наступлении).                                   

3.   Устанавливать партнерские отношения между сторонами, фиксировать договоренности в рамках «частной инициативы» (результаты предварительных переговоров имеют правовое значение).

Рекомендации очевидные, но в силу разных причин их не всегда просто реализовать. Однако, сопоставляя затраты на качественную подготовку проекта и возможные последствия дефолта проекта при его недостаточной проработке – полагаем, что лучше иногда потратить дополнительное время на запуск проекта, чем впоследствии получить убыток и затормозить решение социально-значимых задач. 


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.